Море пахнет «керосином»! Золотой Рог загрязняют все, но не убирает никто
В апреле наряду с множеством катеров и яхт на всей акватории порта
Владивосток выйдут 4 нефтемусоросборщика. Этот «мини-флот» — пока
единственный страж чистоты бухты Золотой Рог. Экологи же уверены, что
самостоятельно очиститься главная городская бухта сможет минимум через
40 лет после прекращения сброса в нее нечистот. Но одних только очистных
сооружений для этого недостаточно. Специалисты опасаются, что перед
гостями АТЭС-2012 Владивосток ударит в грязь лицом. В прямом смысле – в
грязь Золотого Рога.
Золотой Рог, являясь украшением города при
обзоре с сопок, вблизи не радует ни местное население, ни туристов. И
если горожане уже часто путают запах мазута с запахом моря, то гостей
Саммита, которым посчастливится поселиться в отеле на Корабельной
набережной, убедить в том, пять звезд сочетается с «плохой экологией»,
вряд ли удастся.
Главная бухта Владивостока издает целый букет
техногенных и природных запахов, доминирует из которых запах
нефтепродуктов. В жаркую погоду испарение с поверхности акватории
становится интенсивнее и «морем» пахнет за сотни метров вокруг.
«Самый
большой сброс идет с нефтебазы на м. Голдобина. Цистерны, которые были
там зарыты в землю лет сто назад, ежесуточно протекают в Золотой Рог.
Там вся территория вокруг пропитана топливом, — рассказал корреспонденту
VL.ru президент ООО "Эко-море" Юрий Леонтьев, — Если утечка с нефтебазы
на Эгершельде более-менее перестала идти, то голдобинская льет и льет».
По
словам эколога, факторов, влияющих на загрязнение бухты множество. С
суши свой вклад вносят канализационные и ливневые стоки, на море –
многочисленные суда. «Ежедневно в порту находится около 2 тысяч судов. И
вот представьте, даже если с одного судна выбросят пластмассовую
бутылку – это 2000 бутылок будет плавать. Также не налажена система
сбора льяльных вод (вод, образующихся в процессе эксплуатации топливных
танков на судах)», — рассказал Юрий Леонтьев.
В советское время
очисткой акватории бухты занимались 17 судов, а катера морской инспекции
ежедневно патрулировали порт. В настоящее время Золотой Рог «прибирают»
только две организации – приморский филиал Росморпорта и ООО
«Эко-море». Каждое из предприятий в своем активе имеет два стареньких
нефтемусоросборщика. Служба морской инспекции до сих пор существует, но
её финансирование и штат урезали, а в распоряжении оставили один
единственный катер, на который выделяют недостаточно топлива.
Между
тем, в 2010 году Золотой Рог перешел из 4-го в 5-й класс из шести по
российской системе индексации степени загрязненности морских вод.
К
такому плачевному состоянию бухта шла в течение последних 50 лет,
испытывая мощное влияние растущего на её берегах города. Все началось в
1961 году, когда по принятому генплану, городские стоки без очистки было
решено сбрасывать в Амурский залив и б. Золотой Рог.
«Река
Объяснения характеризуется химическим, физическим, биологическим
загрязнением. Вдоль русла расположены промзона, жилые кварталы, рынок на
Спортивной – все это источники загрязнения, — рассказала доцент кафедры
защиты окружающей среды Института защиты моря МГУ им. Г.И. Невельского
Яна Блиновская, — Более того, ТЭЦ-2 сбрасывает в реку свои охладительные
воды. Их температура достигает 40 градусов. После перевода ТЭЦ на газ,
количество сбрасываемых вод уменьшится, но температура также будет
высокой, что будет отрицательно влиять на температурный и
гидрологический режим бухты».
По словам экологов, привести в
порядок Золотой Рог возможно и к Саммиту-2012. В городе существуют
организации, готовые разработать и осуществить такие проекты. Но как
всегда все упирается в финансирование.
«Три года назад вышел
закон, передающий все морские акватории в федеральное ведомство. Теперь
местное самоуправление не отвечают за их состояние, — пояснил президент
ООО «Эко-море», — Мы предлагали приобрести технику и технологию, которые
бы обеспечивали все работы по очистке бухты. На то, чтобы защитить
акваторию порта Владивосток от загрязнения, потребовалось бы 200 млн
рублей. Но сначала власти согласились, а потом ушли в сторону. И сейчас
состояние Золотого Рога плачевное. А федеральные службы не выделяют
деньги, хотя отвечают за это. То есть, как всегда закон вышел, а
подзаконных актов, разъясняющих, как это делать – нет».
Как
рассказал эколог, этот закон как руководство к бездействию приняло
большинство предприятий, находящихся в порту. «Предприятия перестают
очищать или платить за очистку. Ведь теперь это прерогатива федералов.
Если три года назад 80 процентов предприятий, имеющих выходы в бухту
Золотой Рог, имели договора, очищали и следили за состоянием воды, то
сейчас таких организаций не более 20 процентов, — уточнил Юрий Леонтьев,
— И если дело доходит до суда, то адвокаты сразу ссылаются на этот
закон. И с каждым годом становится все хуже и хуже. Мы начинаем
вспоминать экологические мероприятия только тогда, когда к нам приезжают
большие чины. Тогда начинаются звонки из администрации – помогите,
очистите причал у гостевого места и маршрут их следования».
Возможно, такая ситуация сложится и в сентябре 2012 года.
На
конференции региональных отделений «Единой России», которая прошла в
декабре 2010 года в Хабаровске, депутат Думы Владивостока Марина
Ломакина пообещала Владимиру Путину, что акватории города очистятся за
2,5 года. Однако она оговорилась, что есть и пессимистичный прогноз: «По
альтернативной версии – где-то 15–20 лет. Но я думаю, что через 2,5
года мы сможем убедиться в том, кто был прав».